понедельник, 18 февраля 2013 г.

Обучение слепого ребенка иностранному языку дистанционно
 в рамках программы « Дети-инвалиды».

Жукова Н.В.
МБОУ СОШ №17 Ковров

  Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через зрительный орган. при построении занятий необходимо это знать и учитывать. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его представлений об окружающем мире. Два наиболее типичных последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми. Трудно было сломать барьер, перестроить речь учителя, исключив из общения слова «видишь», «посмотри» и другие, чтобы исключить задания, которые ребенок выполнить не в состоянии.
    Слепой ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, который тянется ко всему. Активно растущий мозг ребенка требует постоянного притока раздражителей. Это является необходимым условием развития самого мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие высокие темпы развития. Постоянно необходимо делать задания для слепого ребенка такими, чтобы ему было интересно.  При этом психологи указывают на высокий уровень «спонтанной обучаемости» ребенка», имея в виду способность к самостоятельному научению на основе подражания. Поэтому учитель должен выверять каждую фразу, каждое задание очень тщательно. Основную часть знаний, умений и навыков ребенок получает в результате специально организованного обучения.
   Кроме того существует проблема воспитания и того окружения, которое формируется вокруг ребенка. А также проблема того, как общество относится к инвалидам. Ребенку ни в коем случае нельзя внушать, что он дефективен, неполноценен, важно, чтобы это происходило не только в семье,  но и в школе. И если нам удастся полностью интегрировать инвалидов в учебный процесс, то людей, выброшенных с корабля полноценной жизни, в нашей стране станет меньше.
     Трудности в изучение курса иностранного языка сопряжено с трудностями организационного и методического характера, о чем свидетельствуют практически полное отсутствие утвержденной министерством образования методической базы (нет программ, учебников, пособий, адаптированных для лиц с нарушениями зрения) и современный базисный учебный план, согласно которому на изучение иностранного языка официально выделен 1 час в неделю. Такой учебный план не соответствует психолого-педагогическим особенностям обучения данной категории учащихся и не учитывает необходимость использования специальных средств доступа к информации слепыми пользователями.
    К психолого-педагогическим особенностям обучения детей с глубокими нарушениями зрения общего характера относятся:
увеличение сроков обучения и снижение темпа прохождения учебного материала, что обусловлено сужением, замедленностью, неполнотой и неточностью процессов восприятия, фрагментарностью, вербализмом представлений, неустойчивостью произвольного внимания;
снижение уровня познавательных способностей и умственной работоспособности приводит к необходимости постоянного повторения пройденного материала, специальных упражнений на воспроизведение, выделения дополнительного времени на осмысление учебного материала, алгоритмизации учебных действий, дополнительных разъяснений и постоянной помощи педагога.
К психолого-педагогическим особенностям обучения детей с глубокими нарушениями зрения на уроках иностранного языка относятся:
необходимость формирования осознанного, логически обоснованного, алгоритмизированного использования КТ, что возможно только при условии знания теоретических основ, предваряющих освоение практических навыков работы на ПК, т.е. теория всегда должна предварять практику.
Особенностями обучения практическим навыкам работы данной категории детей являются также необходимость формирования целостных тифлоообразов (для незрячих)  объектов языка ( каждое понятие, каждое слово находит свой тифлообраз)
формирование адекватного звукового восприятия объектов виртуального пространства;
выработка навыков слепого десятипальцевого метода печати, принцип работы с клавиатуры (при минимальном использовании мыши), освоение набора клавиатурных команд, обеспечивающих работу со стандартными средствами управления объектами виртуального пространства, поскольку обучение проходит дистанционно с помощью ИКТ;
алгоритмизация процесса достижения цели работы или решения поставленной задачи;  автоматизация навыков наиболее часто выполняемых операций;
выбор индивидуального маршрута обучения в зависимости от зрительной патологии и личностного развития.
  Для обучения инвалидов по зрению рекомендуется:
• Использовать специальное тифлооборудование. Благодаря программе речевого синтезатора Jaws for Windows слепые  могут делать практически любую работу на компьютере не хуже зрячих. Слепой ученик набирает на компьютере текст , и тут же на мониторе высвечивается этот текст для учителя. Минута — и материал проверен! При передвижении курсора по тексту программа  «читает» написанное, учитель корректирует произношение, правильность произнесения, ударение и т.д.
• В работе со  слепыми детьми рекомендуется использовать электронные книги и электронные журналы.
• Непосредственно при работе с детьми-инвалидами по зрению могут быть использованы технологии  потокового аудио и материалы аудиофайлов.
Особую роль в системе обучения слепых детей играет аудиоматериал, который, в зависимости от конкретных образовательных задач, может быть оформлен в следующих вариантах:
• аудиолекция;
• аудиотренажер;
• аудиотест;
• аудиопособие.
 Аудиолекция представляет собой аудиозапись теоретического учебного материала, организованную по принципу классического учебного пособия на бумажном носителе. При ее записи необходимо учитывать особые требования к интонационному рисунку текста: интонация должна соответствовать содержанию представляемого материала. Например, учебная информация об общественных процессах истории государства должна подаваться в среднем, равномерном темпе речи, без утрирования мелодического рисунка, без затягивания и сокращения пауз и.т.д. Аудиотренажер может содержать совокупность компактно сформулированных вопросов и задач, которые записаны через определенный временной интервал, определенный необходимым для ответа/решения временем. Аудиотренажер, как и аудиолекция, может быть использован и при индивидуальном обучении, и при работе в рамках традиционной учебной группы. В последнем случае важным достоинством аудиотренажера является предоставление обучающимся возможности работать в индивидуальном режиме, имея в то же время возможность в любой момент обратиться за помощью к преподавателю. Возможность использовать индивидуальный учебный режим – необходимое для ребенка-инвалида, имеющего отклонения не только физического, но и личностного характера (что обусловлено ограниченностью социальных контактов), условие комфортного обучения.
Аудиотест отличается от аудиотренажера тем, что предоставляет обучающемуся или преподавателю возможность проверить правильность ответа. Аудиотесты могут быть использованы для внешнего контроля и для самоконтроля. В условиях внешнего контроля аудиотесты могут фиксировать ответы учеников с помощью аудиозаписи, давая возможность преподавателю проверить их правильности. В целях самоконтроля обучающемуся может быть предъявлена система формализации ответа по типу тестов закрытой формы. При этом в связи с технической сложностью унификации звуковых сигналов (необходимой для формализации ответа) обучающийся может давать формализованный ответ через кинестезические каналы, например, при определенном количестве щелчков определенной кнопкой мыши или при нажатии определенной клавиши.
Аудиопособие представляет собой аудиозапись любого сопровождающего учебный процесс материала. Это может быть запись диалога на иностранном языке, аудиоинсценировка текста художественного произведения и т.п. При записи такого пособия, в отличие от аудиолекции, интонационный рисунок должен быть ярким, иногда (например, при разучивании диалога на иностранном языке) даже утрированным. Новые для ребенка слова должны произноситься отчетливо, содержание текста должно поддерживаться приемами актерского мастерства. В целом при работе с такими детьми возможности использования технологий, требующих участия зрительного анализатора, невозможны. Поэтому в основе работы педагога будет лежать передача информации на слух. И здесь использование аудиоматериалов приобретает чрезвычайное значение в обучении  слепых английскому языку.

Использованные источники:
http://specposobie.narod.ru/psihrazvitie/

Использование современных компьютерных технологий в формировании информационной культуры незрячего пользователя, Марусич Ж.В.//Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского, Ставрополь, России

Особенности использования новых информационных технологий для обучения детей-инвалидов по зрению. Анализ методических и психолого-педагогических особенностей использования электронных средств учебного назначения в системе обучения и социально-коммуникативной адаптации детей-инвалидов по зрению, Демкин В.П., Можаева Г.В., Тубалова И.В.// Томск - 2002

http://tomsk.school.edu.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий